![](http://storage0.dms.mpinteractiv.ro/media/1/981/12312/7702219/2/the-nutcracker-3d-883334l.jpg?width=440)
Андрей Кончаловский сделал
кавер-версию на гофмановского Щелкунчика – в меру революционную и в меру
традиционную. Перенеся место действия в легкую и ажурную штраусовскую Вену,
превратив мышей в крыс и посадив их в немецких шлемах на крысобайки, приписав
Мэри родство с Эйнштейном, Щелкунчика сократив до аббревиатуры на английский
манер, а под сны подведя фрейдизм, Кончаловский тем не менее оставил сказку
сказкой, пусть и блокбастером. Несмотря на довольно «взрослые» аллюзии – доктор
Фрейд и его теория сновидений, Альберт Эйнштейн и его теория относительности,
фашистская диктатура и т.д. – фильм остается детским, поскольку все эти
взрослые символы и метафоры по правилам сказки утрируются и становятся
понятными детям. Чтобы донести что-то до взрослого, нужно довести ситуацию до
абсурда; чтобы идею понял ребенок – достаточно создать архетип.
Именно поэтому воплощением
агрессивной серости Кончаловский сделал крыс, а не тихонь-мышей, и именно
поэтому снабдил их нацисткой атрибутикой – крысиный рейхстаг посреди Вены,
крысобайк, каски, немецкие словечки в речи – чтобы усилить образ тьмы, которую
несет с собой Крысиный король. Сны и сказки похожи: и там, и там знакомые
образы «начищаются до блеска» - любимая мамочка становится феей, а злобная
гувернантка – Крысиной королевой. Ту же роль «улучшителя вкуса» играет и яркое
противоставление двух миров – мира, полного чудес, где можно кружиться звездной
пылью в легком вальсе, и зазеркального монохромного Крысомира, где слышен лишь
лязг металлических киборгов - крысопсов.
Крысиный король пытается окрысить
весь мир под себя, и он нашел совершенно правильный способ – уничтожить все
игрушки, ибо именно игрушки пробуждают воображение, веру в чудо, а значит, делают
мир светлее, ярче и добрее. И если сохранить эту любовь и стремление к чуду, спасти
свой сон от обесцвечивания, то в итоге и сон (и сказку) можно воплотить. Что и
делает Мэри.
Остается непонятным только один
вопрос – что хотел сказать режиссер, взяв на озвучку ролей Крысиных Величеств
Киркорова и Пугачеву, и почему сам король вообще напоминает Сергея Зверева?
|