Экранизация романа Джона Гришэма, специалиста по судебным
детективам с интригующим сюжетом. Как и в предыдущем - "Фирма"-
здесь сюжет разворачивается в юридических инстанциях, вокруг процесса против
оружейной компании, из оружия которой два года назад было убито несколько
человек. Честный адвокат (Дастин Хоффман), защищая вдову одного из убитых,
вступает в схватку с нечестным (Джин Хэкмен), нанятым оружейниками. Основной
лакомый кусок - это решение присяжных. Отбор членов жюри, влияние на ход их
мыслей - основное содержание фильма, и здесь в ход идут компьютерные
технологии, психологические трюки, слежка, шантаж, подкуп. Как и в прежних
сюжетах Гришэма, честный адвокат оказывается не таким уж и честным, и жюри
присяжных не таких уж незапятнанным. Точка зрения автора на юридический мир
очевидна - все жулики. Фильм сделан явно с замахом на Оскар, учитывая подбор
актеров, живую социальную проблему и неожиданное ее решение.
В ролях: Тома Лемарки, Тростур Лео Гуннарссон, Элин Хансдоттир
2003, Исландия-Германия-Дания-Великобритания
Психологическая драма
*****
Дагур Кари, молодой исландский режиссер и музыкант группы Slowblow, уже успел
прослыть открытием европейского кино и получить массу международных премий и
призов - как за первый дипломный фильм "Потерянный уикэнд", так и за
"Ноя".
Ной, семнадцатилетний школьник без будущего, то ли придурок, потому что
ведет себя не так, как другие, то ли гений (по той же причине), живет в глухой
исландской деревушке на берегу скалистого фьорда, с одной стороны море, с
другой - горы. Но великолепие природы и покой заброшенности оставляют Ноя
равнодушным, а порой и вызывают ненависть. Он мечтает выбраться из этой тюрьмы
со своей девушкой Айрис, работающей на бензоколонке. Он пропускает уроки в
школе, потому что не понимает, как это может ему пригодиться здесь. При этом
очевидно, что он обладает необычными способностями - за несколько секунд он
может собрать кубик Рубика. Однажды местный шаман предсказал ему страшную
судьбу, и тогда Ной, взяв в руки ружье, пошел грабить банк - чтобы как-то
скрасить оставшиеся ему деньки. Однако внезапно обрушившаяся снежная лавина
переворачивает жизнь Ноя и открывает перед ним новые возможности.
Непримечательный официант в мексиканском кафе, единственные женщины
которого - на порнографических открытках, знакомится с опустившейся русской
графиней, ставшей проституткой и наркоманкой. Впрочем, неизвестно,
действительно ли она графиня, или просто по долгу службы пытается произвести
впечатление на доверчивого клиента. Однако он становится не просто клиентом, а
превращается для нее в друга, готового на самопожертвование. Он готов покупать
ей опий, лишь бы она не страдала, он готов отдать ей все свои деньги, лишь бы
она могла уехать в Америку со своим любовником и быть хоть немного счастлива.
Он даже готов убить генерала Франко, если ей от этого полегчает. Он любит ее,
она любит другого, другой любит другую, и так без конца - жизнь как она есть, и
никто никогда не будет счастлив.
Артуро Рипштейн получил за свой фильм специальный приз Венецианского
фестиваля - видимо, за то, что ему удалось удержаться на тонкой грани между
чернухой и правдой, за то, что фильм вызывает не отвращение, а горечь.
Основой для сценария послужила статья из толстого глянцевого журнала. От
американского фильма с таким названием можно было бы ожидать только одного -
ужасов, однако итальянский режиссер, сценарист и художник Маттео Гарроне,
получивший за фильм две престижных местных премии, ничего пугающего, кроме
странностей любви, в свою картину не вкладывал. Таксидермист (мастер по чучелам
животных) Пеппино, немолодой, невзрачный и очень маленький, случайно встречает
в зоопарке официанта Валерио, точно наполовину выше Пеппино, красивого, но
ужасно одинокого, и между ними завязываются какие-то призрачные отношения - не
то любовники, не то отец и сын. Валерио переезжает к Пеппино и становится его
учеником и помощником. Идиллию разрушает, конечно же, женщина. Красавица
Дебора, непредсказуемая и эгоистичная, предъявляет свои права на Валерио. И в
этом треугольнике слабый Валерио, не будучи способным на выбор, становится
добычей то одной, то другой стороны, что неминуемо приведет к трагической
развязке.
"Ума" по-японски "лошадь". Высокий рост и породистое
скандинавское лицо, доставшееся Уме Турман от красавицы бабушки, служившей
моделью для шведских скульпторов, заставили Уму изрядно помучиться в детстве. И
странное имя, и неамериканская внешность отпугивали сверстников, и Ума росла
одиноким, нервным ребенком, воспитываемым родителями, помешанными на буддизме и
психоделии. Отец Умы был посвящен в сан тибетского монаха, мать побывала
замужем за гуру хиппи Тимоти Лири. Братьям Умы тоже повезло с именами: их назвали
Дехен и Мипам.
Однако, то, что отпугивает детей, притягивает взрослых. Выйдя из возраста
предрассудков и превратившись в белокурую богиню, Ума решила не менять имя на
какую-нибудь пошлость типа Келли, о чем мечтала в детстве, и сделала теперь
свое необычное имя почти нарицательным.
И быть высокой ей тоже понравилось. Она больше не рыдает, глядя на себя в
зеркало, и очень любит смущать своих партнеров по фильмам, надевая туфли на
высоком каблуке, от чего они превращаются почти в карликов.
Свою личную жизнь Ума предпочитает не обсуждать. От того и ходит масса
слухов о героях ее романов. Это будто бы и Роберт Де Ниро, и Ричард Гир, и даже
Мик Джаггер. Но точно известно, что замужем она была два раза - за английским
актером Гэри Олдменом, с которым развелась, когда не смогла больше выдерживать
конкуренцию с бутылкой виски, и за Итаном Хоуком, с которым познакомилась на
съемках "Гаттаки" в 1996 году, родила ему дочь и счастлива до сих
пор.
Ее актерская карьера началась в 17 лет с триллера "Поцелуй папочку
перед сном". Но несмотря на огромное количество ролей - и серьезных, и так
себе, - образ экзальтированной брюнетки Мии Уоллес, жены мафиози, танцующей
твист с Траволтой в "Криминальном чтиве", Уме Турман, наверное, с
себя уже никогда не смыть. Молодой, никому неизвестный до 1994 года режиссер,
Тарантино сделал доброе дело не только для себя, но и для всех актеров,
снявшихся в величайшем фильме 90-х.
Возможно, именно брюнетистость прирожденной блондинки Умы и сделала этот
образ столь вызывающим. Будучи в своем естественном виде, Ума Турман успешно
снялась в таких известных фильмах, как "Опасные связи" с Джоном Малковичем,
"Окончательный анализ" с Ричардом Гиром, "Бешеный пес и
Глори" с Робертом Де Ниро. Фильмы были отмечены критикой, но супербольших
кассовых сборов не принесли. И, кажется, что Ума всегда выбирала именно такие
фильмы - без большой шумихи, отказываясь от прибыльных проектов, как в кино,
так и в рекламе. Косметическая фирма "Эсте Лаудер" пыталась сделать
ее своим "лицом", но она отказалась, сказав: "Меня это не
интересует". Что же, наверное, у Милы Йовович более обширные интересы. Или
с Люком Бессоном ей не так повезло, как Турман с Тарантино.
Тот факт, что Турман навсегда осталась Мией Уоллес в памяти зрителей,
наверное, и заставил Тарантино взяться за актрису еще раз и подать ее с
совершенно другим гарниром. Станет ли четвертый фильм Тарантино фильмом этого
десятилетия или хотя бы года - неизвестно, вряд ли культовому режиссеру удастся
прыгнуть выше собственной головы, ведь фильмы Тарантино настолько непохожи на
все остальное кино, что очередная лента смотрится как сиквел "Чтива".
Одно можно сказать точно - образ Умы Турман приобретет новый ракурс. Белокурой убийцы-стахановца
по прозвищу Черная Мамба, вечно забрызганной кровью.
Кстати, родители вовсе не лошадь имели в виду, называя так свою дочь. Ума -
это имя одной индусской богини.
Загадка перевода названий иностранных фильмов всегда была и остается
неразрешимой. Можно, например, назвать новый фильм Вебера "Молчи!" с
Жераром Депардье так же, как назывался известный фильм того же режиссера с тем
же актером лет пятнадцать назад и вызвать то ли желание посмотреть римейк, то
ли недоумение по поводу странной ретроспективы. Римейком фильм можно назвать
лишь отчасти - из-за пары главных героев: огромного добродушного Квентина,
глупость которого могла бы попасть в книгу рекордов, и хитрого отчаянного
грабителя с грустными глазами Руби. Остальное ничего общего с первым фильмом
"Невезучие" не имеет. Руби, грабанув банк, попал за решетку, но успел
спрятать деньги. В тюрьме он знакомится с Квентином, и вместе они решаются на
побег. Руби нужно отомстить за свою убитую возлюбленную и заодно увести деньги
из-под носа у своих коллег. Он полон ненависти, но постепенно мягкость Квентина,
которая спасает его из смертельных передряг, переплавляет грубость Руби в нечто
более позитивное.
В ролях: Дагрей Скотт, Оливия Уильямс, Тим Рот, Руперт Эверетт
2003, Великобритания
Историческая драма
*****
1645 год в Англии прошел под знаком разрухи, народных бунтов, дворцовых
заговоров и государственных переворотов, и вывел на сцену известную фигуру
Оливера Кромвеля. Только что свергнут король Карл Первый, победила буржуазия,
король под арестом ждет своей участи, а страной управляют два приятеля, лидера
гражданской войны, преданных делу революции и друг другу, но при этом очень
разных - выходец из низов, угрюмый и истеричный горбун генерал Кромвель и
благородный аристократ, неотразимый красавец лорд Фейрфакс. Кромвель - фанатик,
и он готов убить короля и начать любую резню при любом удобном случае, Фейрфакс
же настроен более мягко и позитивно, особенно, находясь под влиянием своей жены
леди Анны.
Если имя Кромвеля знакомо всем, то лорд Фейрфакс остался в тени истории.
Режиссер Майк Баркер постарался вывести его из этой тени и разобраться, кем он
был для Кромвеля на самом деле - честным соратником, двойным агентом, другом
или даже больше чем другом. Вероятно, еще один кандидат на "Оскар".
"Королева китайского Голливуда", так называют американку
китайского происхождения Люси Лью. Таким титулом она обязана не только тому,
что снялась в нескольких "королевских" ролях, но и, пожалуй, еще и
тому, что обладает невероятным количеством разнообразных талантов. Широкий
кругозор и инстинкт выживания помогли дочери китайских эмигрантов не просто
адаптироваться в неродной среде, а еще и проявить все свои способности.
Получив в Нью-Йоркском университете ученую степень по азиатской культуре и
языкам, она записалась на курсы актерского мастерства, танцев и пения.
В первом же фильме, куда она пришла пробоваться, ее взяли на главную роль.
Следующий фильм "Мандарин" показал, что она мастерски владеет
индонезийским искусством размахивания мечом "кали-эскрима-силат".
В 1993 году в Нью-Йорке открылась выставка ее работ по китайскому
национальному искусству - фото, керамика, картины, скульптуры.
Потом Люси блестяще освоила игру на аккордеоне, обучаясь у знаменитого
аккордеониста Бака Пландероя.
Занятия спортом у Люси тоже не ограничиваются бегом по утрам. Она
занимается скалолазанием, верховой ездой, сноубордом и мотоспортом, причем в их
самом экстремальном виде.
Очевидно, что девиз американской газировки - "Бери от жизни все"
- стал настоящим кредо отчаянной китаянки, решившей завоевать право на все, что
может предложить ее вторая родина.
После всего этого назвать Люси Лью просто актрисой язык не поворачивается.
Добившись успеха и на театральных подмостках, и на телевидении, и в кино, она
стала скорее символом новой эпохи, поколения сильных и позитивных - именно
такой образ и сконцентрировался в ее роли в "Ангелах Чарли" -
красивая девушка с кулаками, умеющая постоять за себя и прийти на помощь
друзьям.
До того, как стать "ангелом", Люси снималась чаще в сериалах, чем
в большом кино. Получив эпизодическую роль в "Элли МакБил", она
подняла рейтинг этого сериала, сыграв там соблазнительную ведущую радиоэфира.
Без нее не обошлись и "Секретные материалы", и "Беверли Хиллз
90210", и "Нэш Бриджес", и "Скорая помощь". Мэл Гибсон
пригласил ее сняться в своем фильме "Возвращение".
Вряд ли Квентин Тарантино сделает для Люси Лью то же, что он сделал в свое
время для Умы Турман. В фильме "Убить Билла" Люси играет королеву
преступного мира Токио, отрезающую головы непокорным боссам якудзы, и одну из
жертв в списке смертников Черной Мамбы. И ей, и еще кому-то трудно будет
затмить здесь героя дня - Уму Турман в роли Джеки Чана. Но, похоже, что Люси
Лью уже сделал культовым персонажем фильм "Ангелы Чарли", и этот
имидж пойдет ей больше на пользу, чем роль члена отряда "Смертельные
гадюки".